Всего четыре художника создали практически все петроглифы железного века в Швеции и Норвегии

0
15

Всего четыре художника создали практически все петроглифы железного века в Швеции и Норвегии

Недавнее исследование, еще не прошедшее рецензирование, предлагает новую интерпретацию знаменитых петроглифов железного века (helleristninger) в Норвегии и Швеции, предполагая, что почти все они были созданы всего четырьмя художниками.

Исследование, проведенное Алланом Криллом, профессором геологии Норвежского университета науки и технологии, основано на передовых методах датировки и стилистическом анализе, что позволяет по-новому взглянуть на понимание этих доисторических остатков.

Исследование объединяет геологические и археологические данные и позволяет утверждать, что эти петроглифы и надписи, которые традиционно ассоциируются с каменным и бронзовым веком, в основном относятся к более позднему периоду. По словам Крилла, точные и глубокие знаки этих надписей указывают на использование железных инструментов, отвергая идею о том, что они были сделаны каменными орудиями. Эта находка относит их создание к железному веку, примерно к 400 году н.э.

Крилл выделяет четырех основных художников, стоящих за этими работами: Стейнн Стиккманн, Бордр Ботманн, Инги Иннриссер и Оддр Омриссер, которые разработали уникальные стили и техники. Каждый из них оставил характерный отпечаток на своих работах, что позволяет проследить их путь и художественный вклад.

Стейнн Стиккманн, считающийся изобретателем техники гравировки с использованием железных гвоздей, начал свою работу на мягких скалах Трёнделага, в центральной Норвегии. Позже он перенес свое искусство в Швецию и другие скандинавские регионы. Его резьба, включающая стилизованные человеческие фигуры, корабли с поднятыми носами и отпечатки обуви, отличается геометричностью и тщательностью исполнения.

По словам Крилла, для создания этих петроглифов Стиккманн использовал железные гвозди, возможно, взятые с кораблей. Его гравированные плиты содержат руны из древнего алфавита футарк, что позволяет датировать их IV веком.

Всего четыре художника создали практически все петроглифы железного века в Швеции и Норвегии

Большая панель в Лейрфолле в Трёнделаге. На нем изображены типичные лодки Стейнн Стиккманн, отпечатки обуви, лошади и люди. Это одно из старейших петроглифических изображений в Скандинавии.

Второй выявленный художник, Бордр Ботманн, сосредоточил свои работы на изображении кораблей. Хотя его стиль восходит к стилю Стиккманна, Ботманн оставался в основном в регионе Ставангер, на юго-западе Норвегии. Его корабли отличаются более реалистичным дизайном и отражают типичные суда железного века, использовавшиеся для рыбной ловли и торговли. В отличие от своего предшественника, Ботманн не использовал другие художественные мотивы.

Читать также:  МЧС: на руднике в Приамурье продолжается бурение трех разведочных скважин

Инги Иннриссер, третий выдающийся художник, известен своим разнообразием тем и географическим охватом. От арктического региона Альта до восточной России Иннриссер вырезал сцены с оленями, лосями и северными оленями, часто украшенные сложными узорами, указывающими на внутренние органы. Он также изображал сложные сюжеты, такие как миграция животных, охота и групповая рыбалка. Согласно проведенному анализу, его работы отражают глубокую связь с культурными традициями коренных народов региона.

Последний из художников, Оддр Омриссер, отличается натуралистическим стилем и склонностью к наложению изображений на существующие панели, часто создавая хаотичные композиции. На протяжении всей своей карьеры он использовал различные техники, начиная с наскальных рисунков на замерзших озерах и заканчивая гравюрами с использованием гвоздей и соскабливанием лишайников для выявления цветовых контрастов. Омриссер также ввел в свои гравюры трехмерный подход, добавив глубину и детализацию изображениям животных и людей.

Всего четыре художника создали практически все петроглифы железного века в Швеции и Норвегии

Еще одно изображение петроглифов в Лейрфолле.

Постоянной темой в резьбе этих художников является изображение кораблей, которые, как утверждает Крилл, являются предшественниками знаменитых кораблей викингов. Однако, в отличие от кораблей викингов VIII века, корабли, изображенные в данных рисунках, не имеют мачт и парусов, что подтверждает их более раннее происхождение. Эта связь позволяет предположить, что художники, скорее всего, путешествовали на подобных судах, используя остатки гвоздей для вырезания своих работ на стратегических остановках вдоль скандинавских берегов.

Исследование Крилла не только ставит под сомнение традиционные хронологии, но и предлагает пересмотреть географическое распределение этих петроглифов и надписей. Согласно его анализу, отсутствие резьбы в некоторых районах, таких как Финляндия или Южная Норвегия, объясняется не культурными ограничениями, а отсутствием визитов этих художников. Кроме того, его исследование подчеркивает важность междисциплинарного подхода, сочетающего геологию, археологию и искусство, чтобы по-новому осмыслить прошлое.

Работа Крилла открывает путь к новым исследованиям скандинавского наскального искусства и его связи с культурной и технологической динамикой железного века. Его гипотеза о четырех основных художниках создает основу для анализа стилистических и технических различий в надписях, а также их влияния на более поздние традиции, такие как рунные камни викингов.