Археологи на юге Франции раскопали гробницу эпохи позднего неолита, которая вызывает больше вопросов, чем ответов. Находка, расположенная в городе Пюисергье в департаменте Эро, представляет собой необычное погребение: женщину, чья голова была аккуратно положена на грудь. Останки были датированы периодом энеолита (2700-2600 гг. до н.э.).
В 2017 году группа археологов, проводивших плановые исследования на этом участке, обнаружила яму диаметром 2,9 метра, которая, вероятно, первоначально использовалась в качестве силоса для хранения. Внутри нее, на глубине 30 сантиметров, лежал скелет взрослой женщины.
Первоначальный анализ определил ее пол на основании морфологии таза, что впоследствии было подтверждено палеогенетическими исследованиями. Радиоуглеродная датировка позволила отнести останки к поздней фазе культуры Вераза, материальной традиции, характерной для регионов Лангедок-Руссильон и Каталония.
Расположение, план и общий вид раскопок.
Однако уникальность этого захоронения заключается в обращении с телом. Хотя расположение скелета соответствует типичным нормам того времени — тело лежачее, руки скрещены на груди, — голова была отделена от шеи и аккуратно положена на туловище, поддерживаемая правой рукой.
Исследователи исключили естественные процессы разложения как причину необычного расположения головы. Анатомическая сохранность соединения между черепом, нижней челюстью и правой рукой указывает на то, что до разложения они были покрыты землей, что предотвратило случайное смещение костей. Это подкрепляет гипотезу о том, что обезглавливание было намеренным и, скорее всего, было произведено в момент смерти или вскоре после нее.
Тем не менее, фрагментарное состояние шейных позвонков затрудняет определение наличия на костях видимых порезов, которые могли бы служить прямым доказательством преднамеренного отсечения. Отсутствие следов, в сочетании с интеграцией черепа с остальными частями тела, контрастирует с другими задокументированными практиками в этом регионе, где черепа удалялись спустя долгое время после захоронения.
Периоды неолита и энеолита известны широким разнообразием погребальных обычаев. В различных европейских поселениях захоронения с обезглавленными телами часто ассоциируются с насильственными ритуалами или символическими практиками, такими как извлечение черепов для демонстрации или почитания. Однако до сих пор на юге Франции не было зафиксировано ни одного захоронения, подобного погребению в Пюисергье.
Вид на череп, удерживаемый правой рукой.
В некоторых археологических контекстах обезглавливание может быть истолковано как жест социального или символического исключения, низводящий умершего до маргинального положения в обществе. Однако очевидная тщательность в расположении тела свидетельствует об обратном. Анатомически правильное расположение и попытка сохранить видимость нормальности в общем расположении скелета свидетельствуют об уважении к умершему, хотя и с некоторой необычностью, которая может указывать на особое ритуальное или символическое значение.
Это захоронение вызывает у археологов множество вопросов. Почему эта женщина была обезглавлена? Было ли это частью уникального погребального ритуала, или она стала жертвой чрезвычайных обстоятельств? Является ли этот случай единичным примером, или он указывает на существование более распространенной, но не задокументированной практики?
Отсутствие точных параллелей в регионе усложняет его интерпретацию. Хотя записи об обезглавливании есть и в других европейских неолитических стоянках, они часто связаны с расчленением или менее тщательной организацией, что подчеркивает уникальность находки в Пюисергье.
Погребение в Пюисергье, насколько нам известно, не имеет аналогов в других местах Франции. Его необычность заключается в резком контрасте между очевидным намеренным прерыванием анатомической непрерывности в области шеи и тщательным посмертным уходом за телом. Внимание, уделенное положению головы и правой руки, вероятно, отражает преднамеренную погребальную практику, заключают исследователи. Кроме того, размещение тела таким образом, как это обычно наблюдается в отдельных неолитических захоронениях, говорит о том, что, по нашему мнению, важно сохранить нормальное состояние после смерти, несмотря на замечательное обращение с умершим и его инсценировку.