Новое археологическое открытие в Помпеях позволило обнаружить банный комплекс внутри частного дома, к которому примыкает банкетный зал. Эта находка является ярким примером того, как римская архитектура не только удовлетворяла функциональные потребности, но и служила сценой для демонстрации социального и культурного статуса своих владельцев.
Находка была сделана в Инсуле 10 Регио IX
Дом, расположенный в южной части инсулы, был настоящим символом власти и изысканности своего владельца. Настенные украшения второго и третьего стилей раскрывают историю престижа, восходящую к последним годам жизни города, до извержения Везувия в 79 году нашей эры.
Это пространство функционировало не только как резиденция, но и как стратегическое место для проведения социальных и политических мероприятий, о чем свидетельствует прямая связь между термальными ваннами и большим банкетным залом, известным как «черный зал».
Вид на фригидарий банного комплекса. Аподитерий большого банного комплекса, обнаруженного в Помпеях.
Директор Габриэль Цухтригель подчеркивает, что эти помещения не были просто местом для частного отдыха. Напротив, банкеты использовались для укрепления политических союзов, выдвижения кандидатур или подтверждения социального статуса хозяина.
По словам директора, дом функционировал как сцена, где владелец представлял себя в качестве главного героя культурного и политического спектакля, призванного произвести впечатление на гостей.
Банный комплекс, один из крупнейших, обнаруженных в Помпеях на сегодняшний день, включает в себя традиционные помещения римской бани: калидарий (горячая комната), тепидарий (теплая комната), фригидарий (холодная комната) и аподитерий (раздевалка). В последней были установлены скамьи, способные вместить до 30 человек, что говорит о способности дома принимать большое количество гостей.
Фригидарий банного комплекса.
Особое значение имеет холодный зал, состоящий из перистиля — двора с колоннами размером 10 x 10 метров, в центре которого находится внушительный бассейн. Такая планировка напоминает атмосферу греческого гимнасия, усиливая культурную и научную атмосферу, которую стремился создать владелец.
Дизайн дома наводит на параллели с «Сатириконом» Петрония, где герой Трималхио, обогатившийся вольноотпущенник, устраивает пышные обеды на вилле, расположенной в кампанском городе. Перед банкетами гости собирались в банях, что подчеркивает важность этих помещений как прелюдии к социальным и политическим собраниям.
Этот литературный контекст не только помогает понять назначение бань и банкетного зала, но и вписывает помпейский дом в более широкие культурные рамки.
Остатки предбанника банного комплекса.
Археологические работы, проведенные в перистиле под руководством Анны Онести, примечательны своим новаторским подходом. Для проведения раскопок без демонтажа неустойчивых архитектурных элементов колоннато была использована временная опорная конструкция. Эта техника не только сохраняет оригинальные структуры, но и облегчает будущие реставрационные проекты.
Декорации дома дают представление о роскоши той эпохи. В перистиле сцены с атлетами и картины, вдохновленные Троянской войной, усиливают греческую атмосферу, которую стремился передать владелец.
Кроме того, композиции с натюрмортами в коринфском оэкусе отражают важность банкетов как моментов кулинарной и художественной демонстрации.