Серебряный амулет, найденный в римской гробнице III века, содержит самую древнюю христианскую надпись

0
5

Серебряный амулет, найденный в римской гробнице III века, содержит самую древнюю христианскую надпись

Беспрецедентное археологическое открытие — маленький серебряный амулет размером всего 3,5 сантиметра — произвело революцию в исторических представлениях о христианстве к северу от Альп. Эта находка, известная как Франкфуртская серебряная надпись, содержит тонкий свернутый лист с 18 выгравированными строками на латыни, интерпретация которых меняет устоявшиеся парадигмы о распространении христианства во времена поздней Римской империи. Обнаруженный в 2018 году в древнеримском городе Нида, предшественнике современного Франкфурта, этот артефакт пересматривает хронологию распространения христианства в Центральной Европе.

Амулет был найден в римской гробнице, датируемой 230-270 годами н. э., что делает его самым древним свидетельством чисто христианской веры к северу от Альп. До сих пор следы христианства в этом регионе находились как минимум на 50 лет позже, в основном в IV веке н.э. Хотя в исторических текстах упоминаются христианские общины в таких регионах, как Галлия или провинция Верхняя Германия, уже в конце II века, не было никаких ощутимых археологических свидетельств столь раннего христианского присутствия. Таким образом, эта находка перевернула исторические часы и позиционирует Франкфурт как эпицентр первых христианских свидетельств в этом регионе.

Анализ надписи, расшифрованной с помощью передовых технологий, таких как компьютерная томография, показывает, что владелец амулета был набожным христианином. Латинские слова содержат прямые ссылки на Иисуса Христа, упоминание «Трисагиона» — литургического хвалебного гимна, получившего широкое распространение спустя столетия, — и отрывок из христологического гимна святого Павла (Филиппийцам 2:10-11). Это не только подтверждает христианскую веру усопшего, но и свидетельствует о развитых богословских знаниях, которые, вероятно, передавались в хорошо организованных христианских общинах.

Серебряный амулет, найденный в римской гробнице III века, содержит самую древнюю христианскую надпись

Текст отличается исключительно христианским характером, что выгодно отличает его от других современных амулетов, в которых часто сочетались элементы различных религиозных традиций, таких как иудаизм или язычество. Отсутствие ссылок на другие верования укрепляет гипотезу о том, что христианство, хотя и было меньшинством и гонимой верой, уже прочно укоренилось в определенных слоях римского общества.

Находка в Ниде подчеркивает важность этого города как административного и культурного центра Римской империи. Расположенная на территории германского Лимеса, границы империи к востоку от Рейна, Нида была плавильным котлом для влияния со всего римского мира. Ее стратегическое положение делало ее местом взаимодействия религиозных традиций, что, возможно, способствовало раннему внедрению христианства.

Помимо амулета, в гробнице находились и другие значимые предметы, такие как кадильница и керамический кувшин, что свидетельствует о ритуалах религиозного характера. Однако маленький амулет, найденный под подбородком умершего, выделяется как наиболее личное и откровенное свидетельство их веры.

Читать также:  Kyodo: Кисида не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы правящей партии

Процесс анализа отражает достижения археологической науки. Из-за хрупкости серебряного листа исследователи использовали компьютерную томографию высокого разрешения, чтобы отсканировать и виртуально реконструировать надпись, не разворачивая ее физически. Этот метод позволил сохранить артефакт, пока его содержание расшифровывалось.

Серебряный амулет, найденный в римской гробнице III века, содержит самую древнюю христианскую надпись

Междисциплинарные исследования между археологией, теологией и филологией сыграли важную роль в интерпретации текста: (Во имя?) святого Тита. Свят, свят, свят! Во имя Иисуса Христа, Сына Божьего. Владыка мира изо всех сил сопротивляется всем захватам(?)/неудачам(?). Бог(?) дарует благоденствие. Доход. Это спасательное средство(?) защищает человека, который предается воле Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, ибо перед Иисусом Христом преклоняются все колени: и на небе, и на земле, и под землей, и всякий язык исповедует (Иисуса Христа).

Профессор д-р Маркус Гвехенбергер, глава Департамента планирования и жилищного строительства и ответственный за Управление памятников, отметил, что в III веке н. э., когда христианство еще подвергалось репрессиям, но уже было растущим культом, причисление себя к христианам было сопряжено с большим риском. Однако для этого человека из Франкфурта его вера, видимо, была настолько важна, что он унес ее с собой в могилу. В какой степени он мог исповедовать свою веру, или же содержимое амулета осталось тайной. В любом случае, из текста ясно, что Нида в то время отнюдь не была периферийным регионом, а разделяла культурное влияние со всей империи, находясь недалеко от столицы провинции Могонтиакум/Майнц, тем более что ее население было выходцем из разных частей империи.

Находка была сохранена и отреставрирована в Археологическом музее Франкфурта. Во время раскопок уже было известно, что амулет содержит тонкий серебряный лист с надписью. Микроскопические и рентгеновские исследования в 2019 году подтвердили это, но до уверенной расшифровки текста пройдут годы. Сам серебряный лист слишком хрупкий и ломкий, чтобы его можно было развернуть из-за времени, проведенного в земле. При попытке развернуть его он бы распался. Прорыв произошел в мае 2024 года, когда в Лейбницком центре археологии в Майнце (LEIZA) его исследовали с помощью новейшего компьютерного томографа.