Секретное (токсичное) соединение, скрытое в золотых красках Рембрандта, наконец раскрыто

0
80

Секретное (токсичное) соединение, скрытое в золотых красках Рембрандта, наконец раскрыто

Мастерство игры света и эффекты работы с рельефом — определяющие черты гения голландского живописца Рембрандта Ван Рейна (1606 — 1669). Предыдущие исследования показали, что в некоторых своих работах Рембрандт использовал льняное масло и свинцовые белила. Однако точный рецепт получения золотистых оттенков на его картинах оставался загадкой до тех пор, пока химики не занялись этим вопросом. Новое исследование, опубликованное в журнале Heritage Science, предполагает, что художник комбинировал токсичные пигменты с другими красками, чтобы придать блеск своим картинам, в частности «Ночному дозору», законченному в 1642 году.

Величайший шедевр Рембрандта, «Ночной дозор», уже давно вызывает большой интерес публики своими золотыми оттенками. Картина высотой 3,6 м и длиной 4,2 м была даже описана искусствоведами как «почти комический уровень сложности». Картина Рембрандта «Ночной дозор» — это групповой портрет, изображающий гражданскую гвардию, местную полицию Амстердама XVII века, в динамичной драме, подчеркнутой искусной игрой теней. Капитан Франс Баннинк Кок, одетый в черное, и его лейтенант Виллем ван Рюйтенберх, одетый в мундир цвета шампанского с замысловатой золотой вышивкой, — главные герои картины. Однако именно одежда лейтенанта особенно привлекает внимание исследователей.

В рамках масштабного исследовательского и консервационного проекта под названием Operation Night Watch, который начался в 2019 году и продолжается до сих пор, ученые из Рейксмузеума и Амстердамского университета присмотрелись к картине повнимательнее. Для этого они использовали различные неинвазивные методы аналитической визуализации, такие как рентгеновское излучение и микроскопическое исследование образцов краски.

Исследуя пигменты на рукавах камзола и вышитом желтом мундире лейтенанта, ученые сообщили, что обнаружили смесь желтых, оранжевых и красных частиц. Эти частицы содержат парареальгар, природный минерал сульфид мышьяка, и полуаморфный парареальгар. По словам команды, чтобы создать реалистичный золотистый блеск, Рембрандт либо смешивал эти пигменты сернистого мышьяка с желтым свинцовым оловом и киноварью, либо покупал готовую смесь в Амстердаме.

Читать также:  Телеведущая Бородина сообщила, что у ее дочери обострилась аллергия в США

Секретное (токсичное) соединение, скрытое в золотых красках Рембрандта, наконец раскрыто

Поперечный срез образца живописи под оптическим микроскопом, на котором видны кристаллы желтого, оранжевого и красного пигментов.

К лучшему пониманию использования сульфидов мышьяка в красках

В начале исследования ученые ожидали найти искусственный аурипигмент в желтых тонах. Этот минерал с содержанием мышьяка уже был обнаружен на другой картине Рембрандта, «Еврейская невеста», когда ученые исследовали ее с помощью рентгеновских лучей в 2017 году. Однако наличие парареальгара и полуаморфного парареальгара говорит о том, что эти два минеральных пигмента уже были доступны и широко использовались в 1600-х годах.

Ведущий автор исследования, Нучка де Кейзер, пояснила, что эти мышьяковые пигменты в настоящее время находятся в центре внимания в рамках проекта «Ночной дозор». Причина в том, что их идентификация играет важную роль в сохранении и реставрации картины. «Наше исследование включало изучение торговых записей XVII века, фармакопеи аптекарей, прейскурантов и современных трудов по металлургии«, — говорит де Кейзер. «Мы также изучили шкаф коллекционера XVII века в Рейксмузеуме, содержащий различные виды сульфида мышьяка, в надежде связать их с пигментами, найденными на картине Рембрандта«, — добавила она.

Для этого команда сравнила «Ночной дозор» с образцами картин других художников из коллекции Рейксмузеума и обнаружила похожую смесь пигментов в одной из картин Виллема Калфа. В своем исследовании ученые заявили, что это «свидетельство того, что во времена Рембрандта производились и продавались различные натуральные и искусственные сульфиды мышьяка, которые были доступны в Амстердаме».