Археология, дисциплина, занимающаяся расшифровкой остатков человеческой истории, часто фокусируется на интерпретации материальных объектов, таких как фрагменты керамики, остатки конструкций и кости. Однако для понимания сложной социальной динамики, идей и эмоций древних народов требуются более абстрактные инструменты. Именно здесь в игру вступают философские концепции. Традиционно ограничиваясь теоретическими дискуссиями, они теперь предлагаются в качестве практических инструментов для анализа конкретных находок.
В инновационной статье, опубликованной в журнале Open Archaeology, междисциплинарная команда археологов и философ из кластера передового опыта ROOTS при Кильском университете представили методологию, основанную на философской концепции «подхода возможностей». Этот подход, связанный с индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) ООН, был применен к ранним европейским мегапоселениям, датируемым 7 000-5 000 годами, предлагая уникальную перспективу для связи далекого прошлого с настоящим.
Подход, основанный на потенциале, разработанный философом и экономистом Амартия Сеном в 1970-1980-х годах, утверждает, что благосостояние человека зависит не только от материальных благ, но и от возможностей и способностей, которые позволяют отдельным людям и группам вести активную и осмысленную жизнь. Эта концепция, лежащая в основе современного ИРЧП, представляет собой проблему, если перенести ее на археологическую область: Как мы можем реконструировать динамичные аспекты древних обществ по статичным материальным останкам?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи связали показатели ИРЧП с археологическими находками. Например, уровень жизни, ключевое измерение ИРЧП, может отражаться в способности общества к инновациям. В археологическом плане это проявляется в появлении новых технологий, таких как плуг или ткацкий станок, которые оставляют ощутимые следы в материальной летописи.
Объектом исследования стали общины Кукутени-Трипилия, существовавшие примерно с 5050 по 2950 гг. до н. э. на территории современных Румынии, Молдовы и Украины. Эти общества, известные своими круговыми поселениями площадью до 320 гектаров и населением до 17 000 человек, представляют собой идеальный случай для применения подхода, основанного на использовании возможностей.
Анализ показал, что в период своего расцвета эти поселения демонстрировали заметную степень социального равенства и предоставляли людям широкие возможности для активного участия в жизни общества. Однако исследование предлагает и новые объяснения развития этих обществ.
Культура Кукутени развилась из Дунайской культуры линейной керамики и часто определяется как первый пример городского поселения в Европе (некоторые даже описывают их как протогорода-государства), несмотря на то, что обычно это были небольшие деревни, разделенные тремя или четырьмя километрами. На более позднем этапе они разрастались до десятков тысяч жителей, как, например, в Трипиллии (деревни Кукутени были немного меньше, с населением не более 4 000 человек). Эта культура известна тем, что периодически намеренно сжигала свои деревни.
Традиционно рост таких поселений связывали с такими факторами, как изменение климата или увеличение численности населения, которые, как считалось, должны были стимулировать технологические и политические инновации. По мнению исследователей, все могло быть наоборот: расширение возможностей и путей самореализации привлекало больше людей, что, в свою очередь, способствовало росту населения и инновациям.
Этот подход не только предлагает новый способ интерпретации древних обществ, но и бросает вызов традиционным объяснительным схемам в археологии. Применяя индекс человеческого развития к контексту прошлого, исследователи способствуют новым дискуссиям о том, как понимать археологические находки и лежащую в их основе социальную динамику. В будущем эта методология может быть распространена на другие культуры и исторические периоды, обогащая наши представления об эволюции человеческих обществ.