Находка 1200-летней татуировки проливает новый свет на загадочную доколумбовую культуру

0
13

Ученые, используя передовые методы визуализации, обнаружили сложные татуировки, покрывающие 1200-летние мумифицированные останки человека из перуанской культуры Чанкай. Находки расширяют наше понимание боди-арта, которое носили древние перуанцы, и показывают удивительную сложность их методов нанесения татуировок.

Доктор Майкл Питтман из Китайского университета Гонконга (CUHK) в сотрудничестве с Томасом Г. Кайе из Фонда научного развития в Сьерра-Висте обнаружили татуировку во время проведения анализа с использованием лазерно-стимулированной флуоресценции (LSF). Находки меняют хронологию и использование передовых методов визуализации, а также расширяют понимание культуры доколумбовой эпохи и возможностей художников в древнем обществе.

Татуировка на протяжении всей истории

Первая документально подтвержденная татуировка в культуре появилась около 5 000 лет назад, предлагая взглянуть на искусство и культуру древнего мира.

Одним из самых ранних открытий, связанных с древним искусством татуировки, стал «Ледяной человек», также известный как Этци, — сохранившаяся в естественных условиях мумия, найденная в Альпах между Австрией и Италией в 1991 году. На теле, которое, как считается, датируется 3 300 годом до нашей эры, была обнаружена 61 татуировка. Это открытие свидетельствует о раннем использовании татуировок и возвращает археологов в те времена, когда нательные рисунки впервые стали носить как отражение здоровья, идентичности и культуры человека.

С течением времени и изменением человеческой культуры менялось и представление о татуировках. В начале XX века на Западе татуировки часто не одобрялись и ассоциировались с различными профессиями или субкультурами, включая моряков, циркачей и преступников. В середине и конце XX века художественное выражение татуировки стало более приемлемым для широких масс. Сегодня татуировки широко распространены в западной культуре и часто выбираются исключительно из эстетических соображений.

Преемственность между тогда и сейчас

«Сегодня татуировки остаются формой художественного самовыражения и имеют культурное значение», — сказал Питтман. «Они также различаются по качеству и дизайну».

В целом, доктор Питтман говорит, что видит много общего между современными татуировками и теми, что были сделаны тысячи лет назад, и что некоторые древние татуировки сохранились до сих пор у традиционалистов.

«Большинство татуировок делается современными иглами, но мастера традиционной татуировки все еще сохраняют древние практики», — сказал Питтман. «Я до сих пор не могу поверить, что татуировки с высокой детализацией, которые мы нашли в Чанкае, не могут быть сделаны стандартной современной иглой для татуировок № 12 — это действительно подчеркивает, как много еще мы можем узнать от мастеров традиционной татуировки об этом важном непреходящем виде искусства».

С помощью технологии LSF исследователи могут лучше понять и изучить древние татуировки. Исторически известно, что эти татуировки потускнели в результате посмертного разложения кожи, что скрыло их первоначальную художественную ценность. Недавно технология LSF, позволяющая получать высококонтрастные флуоресцентные изображения с сохранившейся кожи, позволила выявить подробные тонкие линии татуировок с замысловатыми рисунками толщиной 0,1-0,2 мм.

Читать также:  Подбор и установка розеток: практические рекомендации для правильного подключения электрооборудования.

«Мы ожидали, что лазерная визуализация сделает татуировки более четкими, но мы и представить себе не могли, насколько более детальными были некоторые татуировки по сравнению с другими видами чанкайского искусства», — говорит Питтман. «Мы были так взволнованы, когда увидели первое изображение, сделанное лазером, и сразу поняли, что нашли что-то особенное».

Находка 1200-летней татуировки проливает новый свет на загадочную доколумбовую культуру

Мумия из Чанкая с татуировками, показанными под флуоресцентным светом

Удивительно, но благодаря тому, что древние художники в совершенстве владели техникой нанесения татуировок, схожей с современной, они демонстрируют поразительный уровень детализации, позволяя заглянуть в прошлое. Татуировки чанкайцев отличаются сложными геометрическими и зооморфными узорами, которые конкурируют с искусством, переданным в чанкайской керамике, текстиле и наскальной живописи.

«Геометрические элементы, такие как треугольники, встречаются во многих видах искусства чанкай, включая татуировки, керамику и текстиль», — объясняет Питтман. «На некоторых гончарных фигурках даже изображены люди с геометрическими татуировками. Такая связь между различными видами искусства встречается и в других культурах того времени, но не всегда».

Несмотря на то, что недавний анализ, проведенный Питтманом и его командой, позволяет узнать об этих древних боди-арт изображениях, остается несколько загадок. Одна из них — вопрос о том, какой именно процесс использовали древние художники для создания татуировок.

«Мы до сих пор не знаем, как именно были сделаны татуировки, но острие было тоньше, чем у современной иглы для татуировок № 12», — сказал Питтман. «Судя по тому, что было доступно чанкайцам, татуировки, вероятно, делались иглой для кактусов или заточенной костью животного».

Питтман говорит, что размер инструментов, которыми пользовались древние художники Чанкай, может дать потенциальный ключ к разгадке смысла татуировок.

«Обнаружение столь тонких татуировок чанкайцев (линии шириной 0,1-0,2 мм) говорит нам о том, что по крайней мере некоторые из их татуировок были сделаны с особым старанием и, вероятно, имели соразмерное значение для чанкайцев», — сказал Питтман.

В конечном счете, находка фиксирует момент в истории художественного самовыражения чанкайцев, но также раскрывает более глубокие вопросы о роли татуировок в древних обществах и поднимает вопрос о том, рассматривались ли татуировки как символы статуса или, возможно, как духовные эмблемы в древних культурах.