В 700-летнем кургане, обнаруженном в Перу, были найдены останки 76 принесенных в жертву детей и двух взрослых, подвергшихся ритуальным хирургическим вмешательствам. Находка, сделанная в районе Пампа-Ла-Крус недалеко от прибрежного города Трухильо, проливает свет на ритуальные практики Чиму — удивительной цивилизации, процветавшей в этом регионе до прихода инков. Значение этих жертвоприношений поднимает глубокие вопросы о верованиях и практике доколумбовых обществ.
Кем были Чиму?
Чиму были крупной цивилизацией, процветавшей в XII-XV веках на севере Перу, занимая прибрежный регион, богатый ресурсами. Их часто считают одной из самых развитых культур доколумбовой эпохи, благодаря их художественным достижениям, текстильному мастерству и сельскохозяйственным инновациям. Несмотря на трудности, связанные с пустынной средой, Чиму разработали передовые методы ирригации, которые позволили им обрабатывать засушливые земли и расширять свое сельское хозяйство. Это имело решающее значение для поддержания растущего населения и развития сложного общества.
Одним из наиболее ярких свидетельств цивилизации Чиму является Чан-Чан, их столица, которая сегодня является крупнейшим археологическим памятником в доколумбовой Америке. Чан-Чан занимает площадь около двадцати квадратных километров и представлял собой чрезвычайно развитый городской центр с дворцами, храмами и административной инфраструктурой. Здания были построены из местного материала — саманной глины, а их стены часто украшались геометрическими узорами и символическими скульптурами. Градостроительство и архитектура Чан-Чана свидетельствуют о высоком уровне знаний и социальной организации чиму, а также об их способности мобилизовать ресурсы и рабочую силу для реализации масштабных проектов.
Новый курган в Перу
Чиму также практиковали жертвоприношения как неотъемлемую часть своих религиозных ритуалов и космологических верований. Эти жертвоприношения, включавшие в себя жертвоприношения людей и животных, часто проводились для того, чтобы умиротворить богов, обеспечить процветание урожая или отпраздновать важные события. Несколько недель назад археологи раскопали остатки древнего кургана, свидетельствующего именно о таких ритуальных практиках.
Курган имеет около 60 метров в длину и 20 метров в ширину. Внутри археологи обнаружили останки 76 детей, чьи грудные клетки были разрезаны от ключицы до грудины. Тела были обнажены, а их одежда лежала рядом. Этот вид ритуального жертвоприношения соответствует другим подобным находкам в Перу, включая более ранние раскопки, где были обнаружены еще 76 детей-жертв.
Найденные в кургане предметы, такие как серебряные и медные квадратики, которые могли быть пришиты к одежде детей, а также украшения для ушей и раковины спондилуса, подтверждают культурное значение этих ритуалов. Раковины спондилуса были очень ценны для Чиму, часто считались более ценными, чем золото, и их присутствие в данном контексте подчеркивает важность, придаваемую этим жертвоприношениям.
Раковины спондилуса были ценны для чиму.
Анализ и интерпретация
Исследователи полагают, что дети, приносимые в жертву Чиму в Перу, рассматривались как подношения, призванные оплодотворить их сельскохозяйственные угодья. Согласно андским верованиям, умершие люди становятся предками, которые играют важную роль в узаконивании прав собственности и поддержке сельскохозяйственных систем. Принося в жертву детей, которые, вероятно, не были Чиму по происхождению, Чиму, возможно, стремились укрепить этот символизм, полагая, что эти жертвы будут особенно мощными подношениями, гарантирующими процветание их посевов. Эта практика иллюстрирует степень, в которой жертвенные ритуалы были связаны с духовными верованиями и отношениями с землей.
Это открытие имеет большое значение, поскольку показывает, что ритуальные практики Чиму могли включать в себя жертвоприношения представителей других цивилизаций, в данном случае их соседей из Ламбаеке. Изотопные исследования показали, что рацион и изотопы детей, принесенных в жертву, соответствовали таковым в регионе Ламбаеке, что позволяет предположить, что они могли быть пленниками Чиму.
Таким образом, раскопки в Пампа-Ла-Крус открывают новые перспективы для лучшего понимания не только Чиму, но и их взаимодействия с другими культурами региона. Исследователи планируют продолжить раскопки в Чан-Чане, чтобы углубить свои знания об этом сложном обществе.