Если и есть какой-то тип исторического воина, достигший мифических масштабов, то это японский воин. Фигура самурая была чрезмерно мифологизирована, возможно, благодаря кинематографу, и приобрела ореол непобедимости, который не совсем соответствует реальности. Самураи были людьми и, как таковые, совершали великие поступки… впрочем, они были способны и на менее достойные похвалы действия. Это размышление возникает из-за любопытного элемента их доспехов, который мы рассмотрим далее: хоро, служившего для защиты спины и боков, что заставляет некоторых интерпретировать его как элемент, предназначенный также для защиты во время отступления.
Этимологически слово «самурай» происходит от древнеяпонского и означает «тот, кто служит», поскольку изначально оно использовалось для обозначения слуг. Слово «самурай» не ассоциировалось с военным миром до конца XII века, когда элитные воины, сформировавшиеся как каста за двести лет до этого, заняли видное место в конце войн Гэмпэй (или Война Тайра и Минамото). Это была гражданская война между двумя самыми могущественными кланами того времени, Тайра и Минамото, в результате которой последний вышел победителем и основал первый в истории сёгунат Камакура.
Власть сёгуна вытеснила императорскую власть, ознаменовав начало феодального периода в Японии. Эта власть, просуществовавшая до прихода к власти императора Мэйдзи в XIX веке, была основана на мастерстве самураев. Однако мы сосредоточимся не на их истории, а на их снаряжении, точнее, на его особой части. Конечно, их снаряжение было не совсем дешевым, что подчеркивает аристократическую природу этого класса воинов с самого его основания. Это подчеркивается тем фактом, что они начинали как конные лучники, а в качестве пехоты закрепились лишь много позже.
Война Тайра и Минамото на панели XII века.
На самом деле их эволюция и развитие были логичным следствием смены времен, за которой последовала специализация. Так, они постепенно отказались от луков и стрел, сосредоточившись на других видах оружия, используемых в рукопашном бою, таких как мечи, нагината и даже огнестрельное оружие. Так продолжалось до тех пор, пока даймё (феодал) Тоётоми Хидэёси не издал законы, отличающие самураев от обычных асигару (пеших воинов). Позже, во времена правления Токугавы Иэясу, самураи пережили определенный упадок, поскольку их власть была ограничена. Многие из них предпочли принять статус ронина (самурая без хозяина) и заняться наемничеством или пиратством, вместо того чтобы стать земледельцами.
Доспехи, или защитное боевое снаряжение, появились еще в ранней античности и почти всегда ассоциировались с элитарным социально-экономическим уровнем, так как их владельцы обычно сами оплачивали их стоимость. В каждом уголке мира была разработана своя собственная модель доспехов, хотя с течением веков контакты и торговые отношения позволяли включать элементы одного региона в другой. Поскольку география Японии позволяла ей долгое время оставаться изолированной, ее доспехи приобрели уникальные характеристики, пока в XVI веке прибывшие европейцы не внесли в них некоторые новшества.
Самые ранние японские доспехи назывались танко и были сделаны из железных пластин, покрытых лаком для защиты от внешних воздействий и скрепленных между собой шнурами (в самых тонких случаях это мог быть шелковый жгут). Пластины не покрывали все тело из-за чрезмерного веса, который мог достигать тридцати килограммов. Со временем танко эволюционировали и становились все легче, что привело к появлению самой известной модели в период Хэйан (классическая эпоха) — До (胴 — броня), в которой металл был заменен на закаленную кожу и обеспечивал надежную защиту.
Позже, в вышеупомянутом XVI веке, были приняты такие европейские элементы, как шлем и нагрудник морион, что привело к появлению так называемого тосэй гусоку, любопытного сочетания местных и иностранных характеристик. Металл вернулся на первый план, теперь в виде стали, чтобы защитить самураев от огнестрельного оружия. Так называемые пуленепробиваемые доспехи (tameshi gusoku) были способны выдержать выстрел из мушкета.
Доспехи типа О-ёрой относящиеся к феодальному периоду.
Как и в случае с европейскими доспехами, каждый элемент японского доспеха имел свое собственное название. Наиболее известны До (кираса, давшая название типу доспехов, как мы уже видели), кабуто (шлем, который, в свою очередь, состоял из нескольких частей для усиления защиты), мэнгу (типичная маска, закрывающая лицо), хайдатэ (набедренные повязки, эквивалентные тассетам) и так далее. Однако доспехи дополнялись целым рядом аксессуаров. Среди них, конечно же, была одежда, а также яркое сасимоно (знамя, прикрепленное к спине, чтобы определить, к какой стороне принадлежит самурай).
Но было и другое, и сегодня мы остановимся на хоро, поскольку его концепция очень интересна. По сути, это был плащ, который высокопоставленные самураи носили на спине, но это был не просто кусок шелка. Скорее, он состоял из полос, сшитых вместе и привязанных к внутреннему каркасу, называемому ойкаго, из легких материалов, таких как плетенка, бамбук или китовая кость, напоминающих кринолин. Его функция была поистине необычной: когда носитель скакал верхом, хоро надувалось, как воздушный шар, обволакивая самурая, а ойкаго помогало сохранить форму.
При таких обстоятельствах внешний вид самурая должен был бросаться в глаза, как если бы он носил подушку безопасности на заднем сиденье. Однако это не было основным назначением хоро, или, по крайней мере, не единственным. На самом деле он служил дополнительной защитой от вражеских стрел, летящих сзади: конструкция поглощала удар и не позволяла стрелам достигнуть тела. Существовала даже передняя версия, которая, по слухам, использовалась для защиты головы лошади во время поединков. Длина хоро достигала почти двух метров, сверху он крепилось к шлему или верхней части доспехов, а снизу — к поясу, в обоих случаях с помощью шнуров.
Кроме того, на его поверхности рисовали или вышивали камон — эмблему клана. Это помогало определять союзников и врагов среди хаоса битвы, выполняя роль своеобразного знамени. Кроме того, его использовали для подачи сигнала о сдаче в плен, прикрепляя шнуры к кольцу на шлеме и к стременам. Таким образом, это был одновременно и символический, и практический элемент. Во всяком случае, особым.
Самурай с плащом Хоро.
Как таковой, он предназначался для людей определенного роста или для цукай-бана, помощника или гонца, которому поручалось доставлять указания войскам в разгар битвы. Кстати, независимо от того, выступал ли он в той или иной роли, зафиксировано, что при поражении носителя хоро, его было принято обезглавливать и заворачивать голову в шелковый плащ, что повторяло практику самураев низшего ранга, чьи головы заворачивались в ткань сасимоно.
Часто говорят, что хоро было создано Хатакэямой Масанагой, даймё, который сражался в войне Смута годов Онин, гражданском конфликте между братом и сыном сёгуна Асикага Ёсимаса за его престолонаследие. Война началась в 1467 году и продолжалась одиннадцать лет, положив начало периоду Сэнгоку, Эпохе Воюющих Государств, во время которой самые могущественные лорды боролись за титул сёгуна. Два претендента на сёгунат Ёсимаса измотали себя в непрекращающейся бойне без явного победителя, и Хатакэяма Масанага был одной из пешек в этой кровавой игре.
Однако, судя по всему, Масанага был всего лишь особо выдающимся пользователем хоро, которое уже использовалось в начале феодальной эпохи, во времена сёгуната Камакура (1185-1333). Именно тогда были заложены самые знаковые черты традиционной Японии, включая самураев, сэппуку, чайную церемонию и распространение дзен-буддизма.
Короче говоря, хоро служило как для того, чтобы выделяться среди хаоса поля боя, так и для того, чтобы защищать бока и спину самурая, который его носил. Возможно, хоро было необходимо для дополнительного преимущества в водовороте клинков и криков, когда невозможно было предугадать, откуда может быть нанесен смертельный удар. Возможно, как предполагают некоторые, он защищал открытые участки тела во время возможного отступления, поскольку образ самураев, сражающихся до смерти или победы, возник скорее из литературы, в которой некоторые знаменитые битвы изображались в эпических тонах, особенно битва при Сирояме, где они с мечами в руках сражались с пушками Гатлинга.