Во время недавних археологических раскопок в Кувейте археологов удивила небольшая глиняная фигурка, возраст которой насчитывает 7 000 лет. Особенно археологов заинтриговал ее внешний вид: с вытянутыми чертами лица, миндалевидными глазами и странным черепом она выглядит почти как современное изображение инопланетянина. Эта находка на месте Бахра 1 поднимает множество вопросов о практиках и верованиях ранних человеческих цивилизаций.
Бахра 1: место с богатой историей
Археологическая зона Бахра 1 на севере Кувейта — место, имеющее огромное историческое значение. Датируемый примерно 7 000 лет назад, этот объект относится к ключевому периоду в истории Аравийского полуострова, отмеченному влиянием культуры Убейд. Эта цивилизация, зародившаяся на юге Месопотамии, возникла около VII тысячелетия до н. э. и постепенно распространилась в других регионах, особенно в Персидском заливе, где сыграла важную роль в социальных и культурных преобразованиях того периода.
Убейды наиболее известны своей самобытной керамикой, но их влияние простиралось далеко за пределы ремесленного мастерства. Их присутствие в Персидском заливе свидетельствует о широкой сети культурных и торговых обменов, особенно с местными обществами на Аравийском полуострове. Взаимодействие между убейдами и народами Персидского залива привело к глубокому смешению культур, что привело к появлению новых форм сельскохозяйственной практики, социальных структур и технологий.
Странное и завораживающее лицо
Как уже упоминалось выше, убейды привнесли в культуру гончарную технику. Среди этих традиций — глиняные статуэтки, в том числе недавно обнаруженная в Бахра 1. Артефакт размером всего в несколько сантиметров изображает человеческую голову с удивительно нетипичным лицом. Череп вытянут, глаза миндалевидные, а нос почти плоский. На первый взгляд, эти черты напоминают внешность инопланетянина, представленную в современной популярной культуре.
Тем не менее, эта необычная форма хорошо знакома в контексте месопотамского искусства. Фигурки того периода, особенно из культуры Убейд, часто имеют похожие черты, с вытянутыми головами и стилизованными лицами.
Хотя подобные статуэтки уже находили в месопотамских местах, эта находка — первая в регионе Персидского залива. Археологи полагают, что, помимо других влияний, Убейды, вероятно, принесли эту художественную традицию на Аравийский полуостров. Ввоз глиняных статуэток также свидетельствует о распространении месопотамских культурных традиций в этом быстро развивающемся регионе.
Фигурка из Бахры 1 тем более важна, что она была сделана из месопотамской глины — материала, характерного для родного региона Убейдов, что свидетельствует о том, что эта культура активно обменивалась с Персидским заливом и приносила с собой свои традиции.
Символическое значение и теории о форме статуэтки
Исследователи задаются вопросом о значении статуэтки. Откуда такие необычные черты? Согласно одной из теорий, статуэтка может быть связана с древней практикой деформации черепа. Эта техника, предполагающая обматывание бинтами голов младенцев, чтобы придать им нужную форму, была распространена среди убейдов. Она использовалась для обозначения принадлежности к определенной группе или социальному классу.
Некоторые эксперты также предполагают, что фигурки такого типа выполняли ритуальную функцию и могли быть связаны с религией или мистическими верованиями.