Человеческие жертвоприношения — хорошо задокументированный аспект доколумбовой истории, но недавние раскопки в Эквадоре, возможно, позволили обнаружить один из самых загадочных примеров на сегодняшний день. Группа археологов обнаружила останки беременной женщины и ее плода, умерших около 1 200 лет назад. Анализ костей женщины показал, что она была избита до смерти и расчленена, что может свидетельствовать о ритуальном жертвоприношении, возможно, для умиротворения богов, ответственных за разрушительные эпизоды Эль-Ниньо в то время, и для обеспечения успеха в сельском хозяйстве.
Шокирующая находка расчлененной беременной женщины
Недавнее исследование, опубликованное в журнале «Латиноамериканская древность», показало ранее неизвестную и ужасную находку, сделанную во время раскопок в Буэн-Сукесо, Эквадор, относящуюся к периоду Мантеньо (771 — 953 гг. н. э.). Под руководством Сары Юнгст, биоархеолога из Университета Северной Каролины в Шарлотте (США), команда обнаружила шесть захоронений, относящихся к этому периоду, который характеризуется сложными вождествами, объединяющими прибрежное население, занимавшееся сельским хозяйством и мореплаванием. Однако среди шести раскопанных захоронений погребение № 10, принадлежащее беременной женщине, выделяется своей исключительностью.
Молодая женщина в возрасте от семнадцати до двадцати лет на момент смерти находилась на седьмом-девятом месяце беременности. Радиоуглеродная датировка помещает ее смерть между 771 и 953 годами. Прежде всего, ее останки несут на себе следы особенно насильственной смерти. Переломы на черепе свидетельствуют о том, что она умерла в результате удара тяжелым предметом по передней части головы. Кроме того, кости свидетельствуют о том, что ее избивали. После смерти у нее были насильственно отрезаны руки и левая нога.
К телу прилагалась коллекция удивительных предметов
Предметы, найденные в могиле, делают захоронение еще более уникальным. Сложная коллекция артефактов включала раковины моллюсков, наложенные на глазницы, украшения в форме полумесяца из раковин моллюсков Spondylus, три обсидиановых клинка, расположенных вокруг тела, и клешню краба, наложенную на живот. Некоторые из артефактов из раковин моллюсков были на 2 000 лет старше гробницы и, по мнению исследователей, могли быть чрезвычайно ценными предметами торговли.
Кроме того, череп человека в возрасте от 25 до 35 лет был помещен рядом с плечом беременной женщины, а на ее грудь было положено жертвенное всесожжение. Радиоуглеродная датировка этого сжигаемого материала показала, что его добавили между 991 и 1025 годами, то есть, возможно, через несколько столетий после смерти женщины.
Хотя это очень редкое явление для прибрежных народов Эквадора, команда подчеркнула интерес к этому жертвоприношению из-за противоречия между «обесчеловечивающим и угнетающим» способом, которым была убита жертва, и богатством ценностей, найденных в ее могиле. Расположение артефактов вокруг ее тела и на животе указывает на «особую защиту и обращение с ней и ее плодом», — говорит изумленный Юнгст, добавляя, что спондилус «ассоциируется с плодородием и водой и ценился во многих южноамериканских культурах».
Ритуальное жертвоприношение… но по какой причине?
Хотя насильственный характер смерти очевиден, подношения и ценности, найденные в могиле, указывают на организованную и преднамеренную казнь, а не на импульсивное нападение. Это противоречие также поднимает вопросы о принадлежности и обстоятельствах смерти.
В частности, исследователи выдвинули две гипотезы, объясняющие необычную смерть и погребение этой молодой женщины. Первая предполагает, что она могла стать жертвой ревности или политического соперничества. «Тот факт, что она была беременна, может свидетельствовать о том, что женщины занимали важные посты и должны были «управлять» своей властью», — рассуждает Юнгст. «Если бы соперник этой женщины хотел захватить власть, ему пришлось бы уничтожить ее и ее нерожденное потомство, одновременно оказывая ей почести из-за ее статуса».
Вторая гипотеза заключается в том, что местное население того времени переживало сложный период, отмеченный интенсивными эпизодами Эль-Ниньо. Эти события, вероятно, привели бы к проблемам с урожаем, и жертвоприношение могло быть попыткой умиротворить богов и помолиться о более плодотворном сельском хозяйстве. Исследователи говорят, что многие артефакты, найденные в его гробнице, «вызывали в памяти водные среды», что говорит о более глубокой связи с природой и местными ресурсами.
Другие эксперты, однако, призывают к осторожности в интерпретации полученных результатов и надеются, что данные, полученные в ходе будущих раскопок, смогут подкрепить выводы этого исследования. Какими бы ни были мотивы убийства этой женщины и ее плода, исследователи говорят, что эта находка дает новое представление об эквадорской археологии и о том, как экологические и социальные факторы были связаны с культурным поведением, включая ритуальные жертвоприношения.